Научный журнал
Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПОМЕЩЕНИЕ В ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ СТАЦИОНАР

Карасёва М.Ю. 1
1 Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана
В данной статье будут рассмотрены проблемы, возникающие в связи с незаконным помещением лица в психиатрический стационар. Так как учитывая действующий УК РФ помещение в психиатрический стационар возможно, как здорового, так и психически больного человека, как с его согласия, так и без него. Так как лечение человека, страдающего психическим заболеванием, не имеет четких критериев, то фактически врач может удерживать поступившего к нему пациента сколь достаточно длительное время. Поэтому необходимо установить четкие сроки пребывания и лечения больного в психиатрическом стационаре и обосновать их. В связи с чем, целью данной статьи будет обоснование сроков пребывания больного в психиатрическом стационаре, а также будет предложено изложить ч. 1 ст. 128 УК РФ в новой редакции. Определить порядок помещения в психиатрический стационар и сроки удержания в нем. Так же автором статьи будет освещен вопрос о незаконном помещении здорового человека в психиатрический стационар и удержании его в нем. Так же следует обратить внимание на то, что, не смотря на наличие психического заболевания и совершения преступного деяния не всегда есть необходимость проводить лечение именно в психиатрическом стационаре, а тем более удерживать его там.
невменяемость
психиатрический стационар
психическое заболевание
незаконное помещение
1. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 33. Ст. 1913.
2. Казамиров А.И. Уголовно-правовая защита права человека на свободу. Дисс ... канд. юрид. наук. – Рязань, 2003. – С. 115.
3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. А.И. Рарога. – М., 2004. – С. 206.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М., 1997. – С. 295.
5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный) / отв. ред. Л.Л. Кругликов. – М., 2005.
6. Уголовный закон в практике мирового судьи: Научно-практическое пособие / под ред. А.В. Галаховой. – М., 2005.
7. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 января 1988 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1988. № 2. Ст. 35.

Преступления, связанные с незаконным помещением лица в психиатрический стационар, не имеют широкого распространения. Ежегодно к уголовной ответственности по ст. 128 УК РФ привлекается лишь несколько человек [6].

В России уголовная ответственность за незаконное помещение в психиатрический стационар была введена только в 1988 г., когда УК РСФСР 1960 г. был дополнен статьей 1262 «Незаконное помещение в психиатрическую больницу»[7]. До этого времени российское уголовное законодательство не рассматривало данное деяние как преступное. Более того, в 60-х годах ХХ века в Советском Союзе получает распространение практика использования психиатрии для борьбы с инакомыслием, начавшаяся с известного «дела Григоренко».

В связи с широким масштабом злоупотреблений психиатрией в Советском Союзе, советских психиатров в 1983 г. исключили из Международной ассоциации психиатров. После распада СССР российские психиатры вернулись в МПА. Россия заявила, что не будет использовать психиатрию в политике, а российские психиатры – прибегать к практике карательной психиатрии.

Основанием и порядком помещения лица в психиатрический стационар регламентированы Законом РФ от 2 июля 1992 г. № 3189-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [1]. В соответствии с данным Законом психиатрическая помощь оказывается лицу на основе добровольности, а несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет, а также лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей (ст. 4 Закона). Основаниями для госпитализации в психиатрический стационар являются наличие у лица психического расстройства и решение врача-психиатра о проведении обследования или лечения в стационарных условиях либо постановление судьи. Помимо этого, основанием для помещения в психиатрический стационар может быть также необходимость проведения психиатрической экспертизы в случаях и в порядке, установленных законами Российской Федерации. При этом помещение лица в психиатрический стационар, осуществляется добровольно (за исключением случаев, специально предусмотренных законом) – по его просьбе или с его согласия или с согласия его законного представителя.

Непосредственным объектом незаконного помещения в психиатрический стационар является личная свобода человека. Дополнительными объектами незаконного помещения в психиатрический стационар могут выступать жизнь и здоровье человека.

Субъект данного преступления специальный. Им могут быть должностные лица, в обязанности которых входит принятие решения о недобровольном помещении человека в психиатрический стационар, обращение по этому поводу с заявлением в суд. К ним относятся, в частности, дежурный врач, врач приемного отделения, врач-психиатр, заведующий и другие лица, поместившие незаконно человека в психиатрический стационар [3].

На наш взгляд субъектом незаконного помещения в психиатрический стационар может быть и судья, вынесший заведомо незаконное решение. Высказанное мнение о том, что в данном случае действия судьи следует квалифицировать по ст. 305 УК РФ «Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта»[4] представляется не вполне обоснованным.

Во-первых, вынесение судьей незаконного решения о помещении лица в психиатрический стационар является частным случаем вынесения заведомо неправосудного решения, т.е. нормы ст. 128 УК РФ носят специальный характер по отношению к нормам ст. 305 УК РФ, а потому именно они и должны применяться в случае конкуренции. Во-вторых, как справедливо замечает А.И. Казамиров, в данном случае действия судьи направлены, прежде всего, на ограничение свободы личности, нежели на подрыв интересов правосудия [2].

Частные лица могут быть лишь соучастниками данного преступления.

Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом.

Объективная сторона данного преступления состоит в незаконном помещении человека в психиатрический стационар. Незаконным будет являться помещение потерпевшего в психиатрический стационар без наличия вышеуказанных оснований, с нарушением требований УК РФ и Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Незаконность принудительного помещения потерпевшего в психиатрический стационар может проявляться в виде:

– помещения потерпевшего в психиатрический стационар при отсутствии у него какого-либо психического расстройства;

– помещения потерпевшего в психиатрический стационар хотя и при наличии у него психического расстройства, но при отсутствии показаний к этому;

– помещения потерпевшего в психиатрический стационар без получения на это согласия больного или его законного представителя либо при отсутствии соответствующего постановления суда или заключения комиссии врачей-психиатров, как того требует Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Указанные модели в большей степени имеют статус рекомендации, а не обязательного предписания. Они не направлены на жесткое ограничение свободы врача в терапевтическом процессе. Кроме того, необходимо иметь в виду, что приведенные в руководстве сроки лечения основаны только на заключении экспертов, поскольку фактические данные по длительности лечения различных видов психических расстройств отсутствуют. Поэтому данные рекомендации не могут использоваться для расчетов планируемых сроков пребывания больных в стационарах, полустационарах и других показателей психиатрической помощи.

Показанием для помещения лица, страдающего психическим расстройством, в стационар служит наличие заболевания в тяжелой форме либо обострение течения психического заболевания. Принцип добровольности обращения и оказания психиатрической помощи закреплен в ст. 4 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В то же время законодатель предусматривает возможность отступления в ряде случаев от данного принципа. Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи (ст. 29 Закона).

Вопрос о госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке решается в суде по месту нахождения психиатрического учреждения. Заявление о госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке судья обязан рассмотреть в течение пяти дней с момента его принятия. Постановление судьи об удовлетворении заявления является основанием для госпитализации и дальнейшего содержания лица в психиатрическом стационаре. Оно может быть обжаловано лицом, помещенным в психиатрический стационар, его представителем, руководителем психиатрического учреждения, а также организацией, которой законом либо ее уставом (положением) предоставлено право защищать права граждан, или прокурором в десятидневный срок со дня вынесения.

На наш взгляд, по ст. 128 УК РФ следует квалифицировать и действия по умышленному оставлению лица в психиатрическом стационаре после его выздоровления или такого улучшения состояния, которое влечет отпадение необходимости стационарного лечения. Л.Л. Кругликов полагает, что в данном случае действия виновных подлежат квалификации по ст. 127 УК РФ как незаконное лишение свободы или же как должностное преступление [5], мотивируя свою позицию недопустимостью расширительного толкования закона. Мы не можем согласиться с этим утверждением. Ст. 128 УК РФ направлена на недопустимость использования психиатрической службы для нарушений право человека и ограничения его свободы. В этом плане незаконное удержание лица в психиатрическом стационаре выступает лишь как одной из разновидностей незаконного помещения, одним из способов совершения данного преступления. Поэтому представляется целесообразным изложить ч. 1 ст. 128 УК РФ в следующей редакции:

«1. Незаконное помещение лица в психиатрический стационар, а равно удержание его там ...» – далее – по тексту.

Законность недобровольного заключения в психиатрический стационар требует соблюдения ряда условий:

Во-первых, путем объективного медицинского исследования должно быть доказано, что соответствующее лицо страдает психическим заболеванием.

Во-вторых, психическое заболевание должно быть такого характера или такой степени на момент решения вопроса о помещении в психиатрический стационар, которые вызывают необходимость стационарного лечения.

В-третьих, должен быть строго соблюден порядок помещения лица в психиатрический стационар.

В-четвертых, лицо не должно содержаться в психиатрическом стационаре после выздоровления или такого улучшения психического состояния, при котором отпадает необходимость в стационарном лечении.

Однако несоблюдения какого-либо из указанных условий еще недостаточно для квалификации действий виновных по ст. 128 УК РФ.

В отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших общественно опасные деяния, могут быть по решению суда применены принудительные меры медицинского характера, в том числе – принудительное лечение в психиатрическом стационаре.

В заключение статьи можно сделать следующие выводы и предложения, что в соответствии с ч. 1 ст. 101 УК РФ принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть назначено в том случае, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре. Кроме того, необходимо наличие следующих оснований, предусмотренных ст. 97 УК РФ:

а) совершение деяния, предусмотренного статьей Особенной части УК РФ, в состоянии невменяемости;

б) наступление после совершения преступления психического расстройства, делающего невозможным назначение или исполнение наказания;

в) наличие у лица, совершившего преступление, психического расстройства, не исключающего вменяемости.

При этом принудительные меры медицинского характера назначаются этим лицам только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения ими иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.


Библиографическая ссылка

Карасёва М.Ю. ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПОМЕЩЕНИЕ В ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ СТАЦИОНАР // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 10-4. – С. 665-667;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10412 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674