Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

SOCIAL ESSENCE OF ISLAM

Orishev A.B. 1
1 Russian state agrarian University – Moscow agricultural Academy a. K.A. Timiryazev
Objective: to reveal the social reality of Islam. Discusses the religious obligations of Muslims. Draws attention to the role of Muhammad. His life served as a model for the behavior of Muslims. Notes personal modesty of the prophet. It is proved that in Islam you can find universal values. The Koran requires to do well. In Islam condemns greed. While Muslims are forbidden to envy the wealth. An important principle in Islam is justice. He forbids charging interest. Usury and speculation is forbidden for Muslims. Understand the terms in Islam. The author proves that the term «Islamic radicalism» is meaningless. Reason: Islam itself is radical. There are many moderate Muslims, but of moderate Islam does not exist. You should use the term «Islamic fundamentalism». This ideology, it justifies the right to rule for the Muslim community. Islamic fundamentalism opposes Islamic modernization. Main result: Islam has never been a world religion, as it was seen Mohammed. All that was after the death of the prophet is a struggle for power between specific people.
islam
the religion of the prophet
principles
prohibitions
Islamic fundamentalism
jihad

Ислам – динамично развивающаяся религия, число приверженцев которой растет с каждым днем. Многие до сих пор воспринимают ислам исключительно как религию средневековья. Это далеко не так. Ислам несет в себе мощный эгалитаристский потенциал. Если в годы холодной войны для многих как на Западе, так и на Востоке социальная справедливость была связана с идеалами социализма, то после распада СССР их взоры были обращены на ислам.

Цель исследования: раскрыть социальную сущность ислама.

Задачи исследования:

1. Выявить эгалитаристские тенденции в исламе.

2. Проследить эволюцию взглядов Мухаммеда в отношении основных принципов ислама.

3. Провести анализ трактовок понятийного поля ислама.

Материалы и методы исследований

Важным методологическим принципом, примененным в исследовании, стал принцип историзма в анализе конфессиональных процессов, в соответствии с которыми ислам значительно укрепил свои позиции, приумножив число своих сторонников.

Результаты исследования и их обсуждение

В основе социальной сущности ислама лежит эгалитаризм. Он проявляется, прежде всего, в том, что все мусульмане обязаны платить специальный налог в пользу бедных, активно поощряется милостыня. Все мусульмане братья и должны оказывать помощь друг другу – так учит ислам. «Отдавайте работнику плату его прежде, чем высохнет его пот», – учил Мухаммед. Различные санкции, предусмотренные в шариате, так или иначе, учитывают положение бедноты. В тех случаях, когда мусульманин не смог строго придерживаться поста он должен за каждый его день накормить неимущего или оказать помощь нуждающемуся. Помощь эта определяется в размере той суммы, которая тратится в день на пищу.

Тот, кто по тем или иным причинам не мог исполнить обязательство должен был принести искупительную жертву – накормить десять бедняков и т.п. «Аллах не взыскивает с вас за легкомыслие в ваших клятвах, но он взыскивает с вас за то, что связываете клятвы. Искуплением этого – накормить десять бедняков средним их того, что вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба» [3, Сура Трапеза, аят 91(89)].

Среди мусульман широкое распространение получили договоры о союзах, основанные на взаимном доверии. Например, договор о товариществе между купцами и обслуживающим их персоналом в караванной торговле. Договор о религиозном союзе заключали между собой мужчины и, называя себя братьями по вере, обязывались помогать друг другу в борьбе за распространение ислама.

На заре появления ислама к религиозным обязательствам также относились: обещание пожертвовать свое имущество на какие-либо благотворительные цели, отпуск на волю раба и т.п. Пример тому показал сам Мухаммед, когда дал свободу нескольким своим рабам – все они впоследствии стали преданными ему лично и исламу людьми.

Следует сказать, что пророк осуждал всякую роскошь – в одежде, в еде, питье, верующие должны избегать дорогих украшений, не пользоваться шелковыми материями, не заводить слишком много одежды, дорогой утвари. Сам он одевался предельно просто, в грубый плащ, имел одну перемену полотняного белья. Шелков и дорогих тканей себе не позволял. Даже став пророком он собственноручно чистил и чинил свою одежду. Столь же проста была и еда Мухаммеда: горсть фиников, ячменная лепешка, сыр, чашка молока, каша и фрукты – вся его пища изо дня в день. Мясо он употреблял не чаще раза в неделю. Ниспосланное богачам в земной жизни богатство может оказаться ловушкой, западней, поставленной Аллахом, испытанием для богатых, которое они могут и не выдержать, возгордившись, вообразив, что богатство – это их личная заслуга. Так рассуждал Мухаммед.

Все авторы, независимо от религиозной принадлежности подчеркивают личную скромность Мухаммеда [4]. Человек, не знавший его в лицо, приходя в мечеть, не сразу мог узнать пророка среди сподвижников. Из воспоминаний Анаса бин Малика: «Мы сидели с посланником Аллаха в мечети, когда в нее заехал человек на верблюде, стреножил его и спросил: «Кто из вас Мухаммед?» А пророк в это время сидел, облокотившись на подушку среди сподвижников. И мы ему ответили: «Вот этот светлокожий мужчина, облокотившийся на подушку». Это потому, что пророк не старался отличаться от своих сподвижников».

Однажды к Мухаммеду пришла его любимая дочь Фатима и пожаловалась на то, что она с трудом переносит бурдюки с водой на себе и переламывает зерно ручными жерновами, а это отражается на ее теле. Пророк же в этот день распределял между мусульманами рабов для прислуги. И вместо желанного помощника дочь не получила ничего, кроме слов молитвы, которым ее научил отец.

В другой раз к пророку пришел его сподвижник Умар, который обвел взглядом комнату Мухаммеда и не нашел ничего кроме циновки из пальмовых листьев, меры ячменя в сосуде из старого бурдюка, повешенного на гвоздь. Из глаз Умара покатились слезы. Пророк спросил его о том, что заставило того плакать. Умар сказал: «А как мне не плакать? Цезарь (правитель Византии) и кисра (правитель Персии) наслаждаются удовольствиями этого мира, а посланник Аллаха не имеет ничего, кроме того, что я вижу». Мухаммед поспешил успокоить своего верного друга: «А разве ты не доволен, Умар, тем, что цезарь и кисра владеют этим в мирской жизни, а нам будет принадлежать вся будущая жизнь целиком?!». [1]. «А те, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, – обрадуй их мучительным наказанием» [3, Сура Покаяние, аят 34]. Однако и завидовать богатству тоже нельзя, т.е. ислам предостерегает от социальных революций. Лозунг «экспроприация экспроприаторов» для мусульман неприемлем. «Чтобы вы не печалились о том, что вас миновало, и не радовались тому, что к вам пришло». [3, Сура Железо, аят 23].

Мы находим в нем также ценности, которую в эпоху «перестройки» в СССР было принято называть общечеловеческими. Коран учит уважать хозяев дома, соблюдать некий этикет в общении с единоверцами. «О, вы, которые уверовали, не входите в дома, кроме ваших домов, пока не спросите позволения и пожелаете мира обитателям их. Это – лучшее для вас, – может быть, вы опомнитесь» [Сура Свет, аят 27]. Коран требует от верующих делать добро. Большое значение уделяется принципу «шура» – подчеркивается важность консультации, совета, который дается ближнему.

В проекте мусульманского государства, автором которого является один из видных идеологов фундаментализма Сейид Кутб, функционирует такая структура, как междлис аш-шура (Консультативный совет), в который должны избираться лучшие представители мусульманской общины – уммы. Будучи выразителем волеизъявления всех мусульман, меджлис аш-шура главенствует над исполнительной властью и контролирует ее действия.

Коран осуждает алчность и стяжательство, при этом осуждает тех, кто завидует богатству. В этом проявляется своеобразная «золотая середина» ислама, его противостояние низменным страстям и эгоистическим ценностям капитализма. Неслучайно, все люди равны перед Аллахом – это мусульманский принцип «мусават» («равенство»). Надо сказать, что сам Мухаммед жил довольно скромно, часто постился, не устраивал пиршеств.

Есть и другой важный принцип – «адалят» («справедливость»). В четвертой суре Корана на это счет сказано: «О, вы, которые уверовали! Будьте стойки в справедливости, свидетелями перед Аллахом, хотя бы и против самих себя, или родителей, или близких; будь то богатый или бедный». Принцип «адалят» закреплен во Всеобщей исламской декларации прав человека, принятой в 1981 г. Организацией Исламская конференция (ОИК). Там, в частности, говорится, что «любой человек не только имеет право, но и обязан протестовать против несправедливости».

Ислам отрицает так называемые «нетрудовые доходы» Он запрещает взимать проценты, рассматривая ростовщичество и спекуляцию как грех. «А Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (Сура Корова, аят 276 (275). Имеются и другие запреты [7]. Даже при размене денег не допускается получение прибыли. На эту тему пророк высказался категорически: те, кто дает деньги под процент, будут гореть в неугасаемом адском огне. Так или иначе, но все эти принципы на протяжении столетий утешали верующих на Востоке. На этих же принципах пытались сыграть европейцы, пытаясь найти союзников среди мусульман [5]. Но сейчас утешения стало мало. Исламский мир требует себе «места под солнцем». Поэтому возникло учение – «исламский фундаментализм».

А теперь поговорим о терминах. Выражение «исламский радикализм» на наш взгляд неправомерно и лишено смысла, ибо ислам сам по себе радикален. Достаточно сравнить его с другими мировыми религиями. Ни христианство, ни буддизм не требуют себе полного подчинения личности, как требует того ислам. Другое дело, что внутри самого ислама есть свои радикальные течения, секты или культы, как принято сейчас говорить.

Сделаем важную оговорку. Автор статьи не только лично знаком со многими мусульманами, но и имеет с некоторыми из них товарищеские отношения. Конечно же, это так называемые умеренные мусульмане. Автор различает идеологию и живых людей. Объяснение тому простое: есть много умеренных мусульман, но умеренного ислама не существует.

Говоря о различных направлениях в исламе, не следует рассматривать их с позиций большей или меньшей «правоверности», что характерно для подогреваемых амбициями некоторых мусульманских теологов. Будем исходить из догматического равноправия суннитов и шиитов, ваххабитов и бабидов и т.д. Следует только различать ортодоксальный ислам и различные варианты его модернизации. Также неправомерен термин «исламизм», который некоторые авторы трактуют как «политический ислам» [2]. Между тем, ислам не может быть неполитическим, так как согласно ортодоксальной мусульманской доктрине духовная и светская власти должны быть сосредоточены в одних руках. Поэтому если мы и употребляем понятия «исламизм» и «исламские радикалы», то только условно или в цитатах.

Иное дело «исламский фундаментализм» – идеология, которая обосновывает право на власть для мусульманской общины, требуя от верующих возращения к основам ислама, к его фундаменту, заложенному пророком Мухаммедом. Фундаментализм – это не только возвращение к истокам, к чистоте «подлинного ислама», к временам, когда был жив великий Мухаммед, и не было еще деления на шиитов, суннитов и многочисленные культы. Фундаментализм – прежде всего требование единства все мусульман в качестве ответа на вызовы современности [8].

Острота сложившейся ситуации в том, что ортодоксальный или чистый ислам политические авантюристы пытаются использовать в своих целях. Им также пытаются прикрываться страждущие чужих богатств бездельники – потомки первых поселившихся в Европе мусульман. Они не желают учиться, работать, но зато претендуют на жизненные блага, которых добились коренные жители Европы. Говоря о заветах пророка Мухаммеда, они в массе своей имеют превратное представление, как о его жизни, так и в целом об исламе [6].

Более того, ортодоксальный ислам – тоже далеко не четкое понятие, так как одни указания давал Мухаммед в мекканский период распространения ислама, когда пытался мирным путем пропагандировать религию. Совсем другие указания от него исходили в Медине, где он встал на путь решительной борьбы с язычниками.

Исламскому фундаментализму противостоит исламская модернизация, в ее разных направлениях от мелкобуржуазного реформистского направления до исламского социализма. Здесь следует вспомнить об идее джихада (от араб. الجهاد‎‎ – «усилие»). В настоящее время существуют две трактовки этого термина. В узком смысле джихад – это война с неверными, высшая форма проявления ислама, когда человек поднимается с оружием в руках против врагов веры [9]. В широком – борьба за самосовершенствование, усилия в работе, учебе и т.п. Идеи джихада столь популярны на Востоке, что даже далекие от ислама политики, готовые объявить его при первом удобном случае. Характерен пример просоветского политика из Афганистана Тараки, объявившего джихад исламским фундаменталистам (!), назвав их псевдомусульманами на службе у империализма. Подчеркнем, что в первые годы распространения ислама идея джихада в ее узком смысле была чужда Мухаммеду. Пропаганда мира и ненасилия, которую вел пророк одно время, привела к тому, что среди мусульман – первых членов общины господствовало убеждение, что война противоречит заповедям Аллаха и всему духа ислама. В последние же годы жизни взгляды Мухаммеда претерпели эволюцию. Ему стали нужны воины, которые огнем и мечом распространяли его дело. Поэтому он ввел правило: каждый убивший врага, получает в качестве награды его оружие, доспехи и одежду.

Среди исследователей до сих пор нет единства в оценке личного участия Мухаммеда в боях за распространение ислама. По-видимому, пророк участвовал, по крайне мере в одной из битв. Речь идет о сражении при горе Ухуд, в ходе которого пророк был слегка ранен – он потерял один из своих зубов. Смог ли Мухаммед обагрить свой меч кровью врагов – на этот счет мнения историков расходятся.

А теперь об отношении мусульман к немусульманам. Примером служит Мухаммед. По его указанию рабов, принявших ислам, следовало отпускать на свободу. Мухаммед не раз говорил о гуманном отношении к пленным. Их следовало отпускать за выкуп, размер которого зависел от зажиточности пленников и их родственников. Бедняки среди пленных также имели шанс выйти на свободу, но при условии принятия ислама. «Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в Аллаха и в последний день и творили благое, – им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны» [3, Сура Корова, аят 59 (62)]. «Эти люди зовут к огню, а Аллах зовет к раю и прощению со Своего дозволения и разъясняет свои знамения людям» [3, Сура Корова, аят 221].

С другой стороны, Мухаммед запрещал мусульманам дружить с немусульманами. Более того, пророк придерживался мнения, что для мусульманина значительно ближе другой мусульманин, чем его родной отец если тот язычник. «Не следует пророку и тем, которые уверовали, просить прощения для многобожников, хотя они были родственниками, после того как стало ясно для них, что они – обитатели огня» [3, Сура Покаяние. Аят 114 (113)].

Выводы

Ислам никогда не был мировой религией, в том понимании, каким его видел Мухаммед. Все, что было после смерти пророка – это борьба за власть между конкретными людьми, которые, обманывая десятки тысяч обездоленных, а иногда и миллионы, мнили себя ловцами душ и властителями вселенной. У каждого халифа было свое представление об исламе, каждый претендовал на исключительность. Более того, еще при жизни пророка среди его сподвижников находились те, кто был чем-то недоволен. Характерный случай произошел с пророком незадолго до его смерти, когда он лежал без сознания в постели. Однажды, когда сознание вернулось к нему, он попросил принести принадлежности для письма – что-то хотел продиктовать. Но никто не ответил ему, никто не пошевелился. Больше он никого ни о чем не просил…

Те, кто сейчас призывает вернуться к заветам пророка должны помнить о том, что Мухаммед в первые годы распространения ислама не призывал к физическим расправам с «неверными», призывал к мирному сосуществованию, был сторонником свободы совести. Христианство и иудаизм считал равноценными исламу религиозными концепциями, основанными на заповедях Бога. Заметим, что Мухаммед не рассматривал ислам как новую религию. Превосходство над христианством и иудаизмом заключалось лишь в том, что он, Мухаммед, получил новые по времени появления откровения. Следовательно, они и есть самые правильные. Так рассуждал пророк. Весь огонь его критики был направлен на язычников. Нет принуждения в вере, утверждал Мухаммед, так как Аллах сам знает, кого направить на истинный путь, а кого оставить в заблуждении; притеснение инакомыслящего – тяжкий грех в глазах Бога. Таковая была позиция Мухаммеда, по крайне мере, в первые годы распространения ислама.

Главное для мусульман – это вера. Эти слова Мухаммед повторял неоднократно. Более того, он даже не настаивал на беспрекословном исполнении всех столпов ислама, считая возможным ограничиться милостыней и молитвой. Иными словами, Мухаммед не требовал жесткой регламентации жизни членов общины, что, конечно же, расходится с современной трактовкой ислама. При всей веротерпимости Мухаммеда в первые годы распространения ислама ему как типичной монотеистической религии было присуще враждебное отношение к иным религиозным концепциям.