Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

EXPERIENCE IN THE USE OF MOLECULAR TECHNIQUES IN DIAGNOSIS OF INFECTIOUS COMPLICATIONS IN CANCER PATIENTS

Zykova T.A. 1 Shevchenko A.N. 1 Khomutenko I.A. 1 Panova N.I. 1 Bogomolova O.A. 1 Alaverdyan I.A. 1 Savochkina Yu.A. 2
1 Rostov Research Institute of Oncology
2 Central Research Institute of Epidemiology
1235 KB
The article presents the results of a study of clinical material (urine, pleural fluid, wound discharge and cerebrospinal fluid) in oncological patients developing infectious complications. Effectiveness of examinations performed using classical culture method and Real-Time PCR was compared. The both methods demonstrated identical results in 66,6 % for urine samples and in 58,5 % for wound discharge samples. RT-PCR allowed detection of various pathogens 2,15 times more often in patients with urinary tract infections in comparison with the classical culture method, and 2,21 times more often in patients with wound infections. The method of molecular detection was shown to be more effective than the cultural one; it allowed getting quick results and can be recommended in the need for urgent decisions concerning antibiotic therapy.
Real-Time PCR
molecular detection
infectious complications
methods of examination

Онкологические больные относятся к особой группе риска в отношении развития инфекционных осложнений. Это связано как с дефектами иммунной системы, так и многочисленными инвазивными манипуляциями, длительными госпитализациями, многократными курсами химиолучевой терапии, агрессивной антимикробной терапией [5].

Успешное разрешение проблемы инфекционных осложнений у онкологических больных состоит как в их предупреждении, так и в этиологически оправданном и своевременном лечении. Для назначения этиотропной терапии необходима быстрая и точная идентификация этиологического агента инфекционного осложнения, а это диктует необходимость использования высокочувствительных и высокоспецифичных экспресс-методов диагностики.

Несмотря на широкое внедрение в работу микробиологических лабораторий новых автоматизированных систем для идентификации и определения чувствительности микроорганизмов классические культуральные методы не всегда бывают достаточно чувствительными. К недостаткам классических методов относится их длительность, особенно для медленнорастущих патогенов, невозможность детекции некультивируемых микроорганизмов, влияние антибактериальной терапии на результаты анализа. Этих недостатков лишены молекулярные методы, позволяющие осуществлять прямую идентификацию возбудителя в первичном клиническом материале.

Наиболее распространенными в клинической практике микробиологических исследований являются различные модификации ПЦР в режиме реального времени (ПЦР-РВ) [6]. Этот метод давно и успешно применяется в ряде областей лабораторной медицины, в частности для диагностики инфекций, передающихся половым путем, вирусных гепатитов. Однако в широкой практике микробиологических исследований других воспалительных заболеваний, в частности инфекций мочевых путей (ИМП) и раневых инфекций этот метод используется редко. В отдельных публикациях представлены результаты применения ПЦР-РВ для диагностики сепсиса и инфекционных осложнений у больных, находящихся в критическом состоянии [7, 8], ИМП [1]. В свете изложенного сопоставление результатов исследований, полученных с использованием классического культурального и молекулярного метода идентификации микроорганизмов, при развитии инфекционных осложнений у онкологических больных представляет актуальную задачу.

Цель исследования. Сравнительная оценка эффективности ПЦР в реальном времени и классического культурального метода в диагностике инфекционных осложнений у онкологических больных.

Материалы и методы исследования

Исследовано 55 образцов биологического материала, в том числе 33 образцов мочи, 8 образцов плевральной жидкости и 14 образцов отделяемого послеоперационной раны. Один и тот же образец изучали с помощью классического культурального метода и методик, разработанных ФБУН «ЦНИИ эпидемиологии» Роспотребнадзора. При использовании культурального метода видовую принадлежность изолированных штаммов и определение чувствительности определяли с помощью автоматической системы VITEK 2 (bioMerieux,Франция).

Экстракцию ДНК из клинического материала проводили с использованием набора реагентов «Рибо-преп» производства ФГУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора в соответствии с инструкцией производителя в присутствии внутреннего контрольного образца (ВКО-FL). Предварительно 1 мл образца мочи центрифугировали при 11000g в течение 10 минут, надосадочную жидкость удаляли, к осадку добавляли 300 мкл лизирующего раствора. Далее процедура выделения ДНК соответствовала методике производителя. ДНК из образцов плевральной жидкости и раневого отделяемого выделяли без предварительной обработки.

Для обнаружения ДНК микроорганизмов использовали три методики ЦНИИЭ: «АмплиСенсЭнтеробактерии/G(+) для определения ДНК семейства (Enterobacteriaceae spp.), стафилококков (Staphylococcus spp.), стрептококков (Streptococcus spp.) и энтерококков (Enterococcus spp.), «АмплиСенсG(-)Ab/Kp/Pa/Ec-Fl» для определения ДНК Acinetobacter baumannii, Klebsiella pneumonia, Pseudomonas aeruginosa, Escherichia coli и «АмплиСенс®ФлороЦеноз/Кандиды-Fl» для определения ДНК грибов рода Candida: C. albicans, C. glabrata, C. krusei, C. parapsilosis, C. tropicalis. Все методики основаны на использовании мультиплексной ПЦР с гибридизационно-флуоресцентной детекцией продуктов амплификации в режиме реального времени. Для выполнения количественного анализа проводили одновременную амплификацию с детекцией для образцов ДНК, полученных из клинического материала и ДНК-калибраторов. Количество ДНК обнаруженных микроорганизмов в образцах биологического материала рассчитывали в геномных эквивалентах/мл (ГЭ/мл).

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ полученных данных показал, что нестерильными по результатам культурального исследования оказалось 39,4 % образцов мочи, 12,5 % плевральной жидкости и 53,8 % раневого отделяемого.

При исследовании этого же клинического материала методом ПЦР-РВ положительными были 60,6 % образцов мочи, 62,5 % образцов плевральной жидкости и 69,2 % образцов отделяемого операционной раны. Всего при классическом микробиологическом исследовании мочи было изолировано 16 культур микроорганизмов из 13 образцов (39,4 %), в ПЦР выявлена ДНК 28 микроорганизмов в 20 образцах (60,6 %).

При сопоставлении результатов исследования образцов мочи, полученных разными методами, из анализа были исключены образцы с количеством менее 10^3 ГЭ/мл (в ПЦР). Полное совпадение результатов отмечено в 28 случаях (66,6 %). В двух случаях в ПЦР был получен отрицательный результат при положительных результатах посевов (E. faecalis106 КОЕ/мл и E.coli 108 КОЕ/мл). В 12 случаях (28,6 %) при отрицательных результатах посевов в ПЦР был обнаружен генетический материал возбудителей ИМП (табл. 1). Уровень обсемененности при этом составил 103 ГЭ/мл (7 образцов), 104 ГЭ/мл (2 образца), 105 ГЭ/мл (2 образца) и 107 ГЭ/мл (один образец).

Дискордантные результаты, на наш взгляд, можно объяснить как большей чувствительность метода, так и возможностью определения ДНК погибших микроорганизмов, т.к. многие пациенты на момент обследования получали антибактериальные препараты.

В этиологической структуре ИМП у онкологических больных при поступлении в стационар преобладали традиционные уропатогены: E.coli, Enterococcus spp., Kl.pneumoniae (табл. 2). Однако ранговые значения различных патогенов при исследовании культуральным и молекулярным методом отличались. Так, при исследовании классическим методом чаще других была обнаружена Kl.pneumoniae, затем Enterococcus spp. и E.coli. При исследовании методом ПЦР-РВ чаще других была обнаружена ДНК E.coli, реже Kl.pneumoniae и Enterococcus spp. Моноинфекция была обнаружена в 10 случаях (76,9 % от положительных образцов) при исследовании культуральным методом и в 12 случаях (60,0 %) при исследовании методом ПЦР. Помимо рассмотренных случаев в двух образцах была обнаружена ДНК Ps.aeruginosa и в одном образце A.baumannii с уровнем обсемененности 102ГЭ/мл. Ps.aeruginosa, A.baumannii, Streptоcoccus spp. и грибы рода Candida были обнаружены только при использовании метода ПЦР.

В связи с этим на наш взгляд, в случае широкого использования ПЦР в рутинной практике необходимо продумать вопрос о правомочности автоматического переноса критериев интерпретации клинической значимости результатов, полученных с использованием культурального метода на метод молекулярный. В рассматриваемых случаях пациентам предстояло оперативное вмешательство на мочевом пузыре с трансуретральным доступом. И может быть, с учетом характера предстоящего вмешательства, целесообразно установить более тщательное наблюдение или дополнительное обследование пациентов с низким содержанием ДНК клинически значимых микроорганизмов в образцах мочи для своевременного выявления и адекватной терапии ранних послеоперационных осложнений.

Всего при классическом микробиологическом исследовании отделяемого послеоперационной раны и плевральный жидкости было изолировано 14 культур микроорганизмов в 8 образцах, в ПЦР обнаружена ДНК 31 микроорганизма в 13 образцах.

Полное совпадение результатов отмечено в 58,5 % случаев (табл. 3). В 41,5 % случаев генетический материал различных микроорганизмов был обнаружен в ПЦР и не обнаружен при посеве. При этом только в 7 образцах (41,2 %) количество ДНК было в пределах 104-107 ГЭ/мл, в 10 (58,8 %) случаях ДНК возбудителей бактериальных инфекций была обнаружена в количестве 103 ГЭ/мл.

В этиологической структуре возбудителей инфекционных осложнений при исследовании классическим культуральным методом преобладали Enterococcus spp., Ps. aeruginosa, E. coli и A.baumannii (табл. 4). При исследовании методом ПЦР-РВ чаще других была обнаружена ДНК E. coli, далее по мере уменьшения Enterococcus spp., Staphylococcus spp. и Ps. aeruginosa. Streptococcus spp. и грибы рода Candida были обнаружены толь методом ПЦР.

Таблица 1

Результаты параллельных исследований образцов мочи культуральным и молекулярным методом

Количество проб/

микроорганизмов (абс)

Количество проб/

микроорганизмов ( %)

Отрицательные в ПЦР и при посеве (образцы)

14

33.3

Положительные в ПЦР и при посеве

(выявленные микроорганизмы)

14

33.3

Отрицательные в ПЦР и положительные при посеве (выявленные микроорганизмы)

2

4.8

Положительные в ПЦР и отрицательные при посеве (выявленные микроорганизмы)

12

28.6

Всего

42

100.0

Таблица 2

Структура возбудителей ИМП у онкологических больных при исследовании культуральным и молекулярным методом

Микроорганизмы

По результатам

посева

По результатам ПЦР

Абс.

%

Абс.

%

Kl. pneumoniae

6

37,5

7

25,0

E. faecalis (Enterococcus spp.*)

5

31,25

6

21,4

E. coli

4

25,0

8

28,6

S. epidermidis (Staphylococcus spp.*)

1

6,25

2

7,1

Streptococcus spp.*

3

10,7

C. glabrata

2

7,1

Всего культур

16

100,0

28

100,0

Примечание. *ПЦР.

Таблица 3

Результаты параллельных исследований образцов раневого отделяемого и плевральной жидкости культуральным и молекулярным методом

Количество проб/

микроорганизмов (абс)

Количество проб/

микроорганизмов ( %)

Отрицательные в ПЦР и при посеве (образцы)

10

24.4

Положительные в ПЦР и при посеве (выявленные микроорганизмы)

14

34.1

Положительные в ПЦР и отрицательные при посеве (выявленные микроорганизмы)

17

41.5

Всего

41

100.0

Таблица 4

Структура возбудителей инфекционных осложнений у онкологических больных при исследовании культуральным и молекулярным методом

Микроорганизмы

По результатам

посева

По результатам ПЦР

Абс.

%

Абс.

%

E. faecalis (Enterococcus spp.*)

4

28.6

7

22.6

Ps. aeruginosa

4

28.6

4

12.9

E. coli

3

21.4

9

29.0

A.baumannii

2

14.3

3

9.7

S.epidermidis (Staphylococcus spp.*)

1

7.1

6

19.4

Streptococcus spp.*

-

-

1

3.2

C. glabrata

-

-

1

3.2

Всего культур

14

100.0

31

100.0

Примечание. *ПЦР.

Результаты исследований показали, что молекулярный метод детекции оказался более эффективным, чем классический культуральный. В случаях развития ИМП при использовании ПЦР-РВ различные патогены в клинически значимом количестве были обнаружены в 2,15 раза чаще (28 патогенов против 13), чем при использовании классического культурального метода, а при раневых инфекциях в 2,21 раз чаще (31 патоген против 14).

К недостаткам молекулярного метода относится возможность детекции только определенных, наиболее распространенных возбудителей бактериальных инфекций. В этом случае перед исследователем каждый раз стоит вопрос выбора определяемых патогенов в зависимости от задачи исследования и вида клинического материала (моча, ликвор, кровь, отделяемое раны). В условиях большого потока клинического материала трудно будет унифицировать подобные исследования. Другим недостатком молекулярного метода является невозможность определения чувствительности к конкретным антимикробным препаратам. Однако на отечественном рынке реагентов для in vitro диагностики уже доступны наборы для определения генов карбапенемаз и β-лактамаз. Ряд исследователей сообщали об опыте использования этих наборов [9]. Результаты изучения распространения генов резистентности у представителей семейства Enterobacteriaceae, A.baumannii, MRSA в онкологическом стационаре были также опубликованы нами ранее [3, 4, 10, 11].

Использование молекулярной детекции для этиологической диагностики ИМП и раневых инфекций значительно сокращает время анализа, что, в свою очередь, позволяет клиницистам принимать своевременные и обоснованные решения по терапии инфекционных осложнений у иммунокомпроментированных пациентов.

Классические микробиологические и молекулярные методы идентификации возбудителей инфекционных заболеваний не являются взаимозаменяемыми, но лишь дополняют друг друга. Учитывая скорость развития инфекционного процесса у онкологических больных исследования, проведенные с привлечением молекулярных методов, на наш взгляд, могут служить эффективным инструментом для своевременного выявления проблемных микроорганизмов, в том числе штаммов, несущих генетические детерминанты резистентности.

Выводы

Молекулярные методы являются более эффективными, позволяют быстро получить результат и могут быть рекомендованы в случаях необходимости принятия срочного решения о проведении или коррекции антибиотикотерапии с учетом данных локального микробиологического мониторинга.